ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ
Личности
и власти
|
М.Замятин
«Мы»
|
Единое
государство с его тоталитарной властью
уничтожило личность в каждом: в стране
нет людей, а есть «нумера», похожие на
запрограммированных людей.
|
Господства зла в мире (справедливого возмездия) |
М.
Булгаков «Мастер и Маргарита»
|
Зло
господствует потому, что нет в обществе
силы, способной его разоблачить и
наказать, а наказать, по Булгакову,
надо:
писатель явно не является сторонником
идеи непротивления злу насилием,
напротив, по его мнению, привести в
чувство людей, закосневших в зле,
возможно только силой и даже насилием,
страхом, потому что эти люди ведут
себя по – человечески лишь тогда,
когда боятся вести себя иначе. Свита
Воланда, таким образом, воплощает в
романе принцип справедливости,
возмездия.
|
Добра
и зла
|
М.
Булгаков «Мастер и Маргарита»
|
Зло,
по Булгакову, не в имеющих власть,
не в правительстве, не в том или ином
социальном устройстве, а в людях. Зло
в том, что люди человечески слабы,
ничтожны, трусливы, они не могут быть
счастливыми. Как же победить зло? Для
этого нужно прежде всего утвердить в
обществе торжество принципа
справедливости, то есть неотвратимости
разоблачения и наказания
непрофессионализма, недобросовестности,
подлости, подхалимства, лжи. Однако
окончательное добро могут внести
в мир лишь любовь и милосердие:
именно их призывает положить в основу
человеческих отношений и общественного
устройства Булгаков.
|
В.
Тендряков
«Суд»
|
Охотник
Тетерин,
человек мужественный. совершает
нравственное предательство. Он
уничтожает единственную улику,
которая свидетельствует, что случайное
убийство на охоте совершено крупным
начальником Дудыревым, а не
фельдшером Митягиным. Суд оправдывает
Митягина, но убил человека Дудырев, и
единственно, кто мог это доказать,
был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал
правду и приговорил себя к мукам
собственной совести
|
|
Недопустимости
вмешательства в естественный
ход вещей (опасности непродуманных
экспериментов)
|
М.
Булгаков
«Собачье
сердце»
|
Главный
герой повести - профессор
Преображенский
- задумывает своеобразное соревнование
с самой Природой. Его эксперимент
фантастичен: создать нового человека
путем пересадки собаке части
человеческого мозга. В результате
сложнейшей операции появляется
безобразное, примитивное существо,
наглое и опасное. Ученый должен быть
ответственен за свой эксперимент,
должен видеть последствия своих
действий, понимать разницу между
эволюционными изменениями и революционным
вторжением в жизнь.
|
М.
Булгаков «Роковые яйца»
|
Лабораторные
эксперименты и открытия профессора
Персикова,
использованные в практической
деятельности Рокком, дали непредвиденные
и трагические результаты: красный
луч вызвал к жизни чудовищных гадов,
враждебных всему живому, убивающих и
пожирающих его.
|
|
Р.
Брэдбери «И грянул гром»
|
В
погоне за большими деньгами люди в
этой фантастической новелле
организовывают «сафари во времени»,
не желая понять, что таит подобная
«невинная» забава. И только Тревис,
один из героев, рассуждает о том, что
подобное безрассудство не только
недопустимо, но и катастрофически
опасно: «...Допустим, мы случайно убили
в прошлом мышь. Это означает, что...
всех будущих потомков этой мыши уже
не будет..., уничтожается миллион
мышей... Не хватит десяти мышей — умрет
одна лиса... Сгинет... множество форм
жизни... И пещерный человек, от
которого могла бы возникнуть целая
цивилизация, уничтожен...»
|
|
Ж.
Берн «Вверх дном»
|
Завязкой
романа является «безобидный»
замысел героев: замена старой оси,
на которой вертится Земля, на новую
ось. Но последствия этого изобретения
были бы ужасными: часть территорий
ушла бы под воду вместе с людьми, другая
— стала горами, где всё погибло бы
.от отсутствия воздуха. Землю сотрясали
бы землетрясения, люди погибли бы в
пожарах и развалинах. Вмешательство
человека в устройство окружающего
мира обернулось бы бедой для него
самого.
|
|
Бесчеловечности
и бессмысленности войны
|
В.
Быков «Одна ночь»
|
Русский
солдат Иван
Волока и
немец Фриц
во время боя оказались в подвале, из
которого сложно выбраться по одиночке:
помещение сверху завалено землей.
Чувство ненависти к Фрицу у Ивана
быстро пропадает: он понимает, что
Фриц — такой же человек, как и он. У
них оказалось много общего: мирные
профессии, тоска по семье, ненависть
к войне. Но возникшая теплота отношений
прервалась утром: когда они выбрались
наружу, Фриц просился бежать к
своим, и Волока застрелил его, а потом,
потрясенный тем, что сделал, проклял
войну.
|
Л.Н.
Толстой «Севастопольские рассказы»
|
«Война
— противное человеческому разуму
и всей человеческой природе событие»,
потому что она разрушает все понятия
о добре и зле.
|
|
К.
Воробьев «Убиты под Москвой»
|
Сцена
страшной гибели роты кремлевских
курсантов — это сцена ада, в котором
нет места ничему живому.
|
|
М.
Шолохов «Бахчевник»
|
Гражданская
война разрушила все представления о
морали и нравственности: Митька убил
топором своего отца, Анисима Петровича,
спасая брата- красноармейца.
|
|
М.
Шолохов «Родинка»
|
Гражданская
война стала причиной того, что
атаман, семь лет отсутствовавший
на родине, убил единственного сына,
Николку, не узнав его в красном
комиссаре.
|
|
Э.
Хемингуэй
«Прощай,
оружие!»
|
Лейтенант
Генри понимает, что война — это убийство
еще более жестокое и бессмысленное,
чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают
друг друга в страхе и ненависти,
движимые животным инстинктом.
|
|
Проблема
исторической памяти (сопричастности
к ходу истории)
|
В.
Распутин «Прощание с Матерой»
|
Лихорадочные
действия пожогщиков, спешащих
покончить с Матерой, наталкиваются
на неравнодушное отношение жителей
деревни к своему прошлому, к тем,
кто жил до них на этой земле.
|
А.П.
Чехов «Студент»
|
Перед
Пасхой Иван
Великопольский,
студент духовной семинарии, рассказывая
случайно встреченным женщинам
евангельский эпизод о предательском
отречении Петра от Иисуса, видит, что
реакция женщин необычна: они плачут
о том далеком событии. Семинарист
понимает, что прошлое неразрывно
связано с настоящим непрерывной цепью
событий.
|
|
В.
Распутин «Поле Куликово»
|
На
Куликовом поле Русь освободилась
от рабства, отстояла себя как
самостоятельная нация, и герой очерка
поразился тому, насколько близко и
очевидно ему то, что происходило
несколько веков назад. Он словно
ощутил присутствие предков, свою связь
с ними.
|
|
Д.С.
Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
|
«Если
человек не любит хотя бы изредка
смотреть на старые фотографии своих
родителей, не ценит память о них,
оставленную в саду, который они
возделывали, в вещах, которые им
принадлежали, — значит, он не любит
их. Если человек не любит старые
улицы, старые дома, пусть даже и
плохонькие,:— значит у него нет любви
к своему городу. Если человек
равнодушен к памятникам истории
своей страны — он, как правило,
равнодушен и к своей стране».
|
|
В.
Солоухин
|
«Человек
— явление социальное, национальное,
историческое,... у него есть прошлое,
настоящее и будущее. Без одного из
этих слагаемых... его просто нет».
|
|
В.
Солоухин «Черные доски»
|
Автор
повествует о том, как много бесценных
икон, уникальных по архитектуре
церквей было варварски уничтожено в
20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах,
венчались отцы, деды, прадеды... Неужели
место, где венчались наши родители,
не достойно лучшего обхождения? В этих
стенах побывали, положенными во гроб,
наши отцы, деды и прадеды. Неужели
место, ритуально связанное с
погребением наших родителей и
предков, не достойно лучшего обхождения?
От этого один шаг до того, чтобы
надругаться над самими могилами».
Писатель убежден, что с утратой
исторических памятников мы теряем
человеческий облик.
|
|
В.
Солоухин «Письма из Русского музея»
|
Рассуждая
о" реконструкции Москвы, автор
говорит, что «на месте большинства
замечательных, удивительных по
красоте и бесценных по историческому
значению древних памятников архитектуры
теперь незастроенное, пустое место».
Памятников архитектуры в Москве
уничтожено более четырехсот.
Разрушая старину, мы всегда обрываем
свои исторические корни, память о
прошлом.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий