Проблемы семьи
Часть 3
Источник - сайт www.proshkolu.ru
Роли
детства в жизни человека
|
Л.Н.
Толстой «Война и мир»
|
Петя
Ростов
накануне своей трагической гибели в
отношениях с товарищами проявляет
все лучшие черты «ростовской породы»,
унаследованные им в родном доме:
доброту, открытость, желание помочь
в любую минуту.
|
В.
Астафьев «Последний поклон»
|
Бабушка
Катерина Петровна
вложила
во внука Витьку глубокие человеческие
премудрости, стала для него символом
любви, добра, уважения к человеку.
|
|
Роли
семьи в формировании личности
|
Л.Н.
Толстой «Война и мир»
|
В
семье
Ростовых
всё строилось на искренности и
доброте, поэтому и дети — Наташа.
Николай и Петя — стали по- настоящему
хорошими людьми, а в семье
Курагиных,
где карьера и деньги решали всё, и
Элен, и Анатоль — безнравственные
эгоисты.
|
И.
Полянская «Утюжок и мороженое»
|
Негативная
психологическая атмосфера в семье,
бездушие взрослых стали причиной
серьёзной болезни Риты, маленькой
героини рассказа, и жестокости,
хитрости, изворотливости её сестры.
|
|
Материнства
(роли матери в воспитании)
|
М.
Горький «Сказки об Италии»
|
Автор
считает, что мать — это «источник
всепобеждающей жизни»; всё лучшее на
земле — от матери.
|
А.
Фадеев «Молодая гвардия»
|
В
лирическом отступлении о матери автор
говорит о том, что мать, её забота
воспитывают в любом из нас
нравственность, умение ценить
жизнь.
|
|
К.
Воробьев «Тетка Егориха»
|
Сирота
Санька
в рассказе осиротеет ещё раз, когда
потеряет ставшую ему больше чем
матерью тетку Егориху.
|
|
В.П.
Астафьев «Сопричастный всему
живому...»
|
Автор
утверждает: если бы ему дано было
повторить жизнь, он одно просил бы у
своей судьбы — оставить с ним маму.
Её не хватало писателю всю жизнь, и он
обращается ко всем с просьбой беречь
матерей, ведь они бывают только раз и
никогда не возвращаются, и никто их
заменить не может.
|
|
Материнства
как подвига
|
Л.
Улицкая «Дочь Бухары»
|
Бухара,
героиня рассказа, совершила
материнский подвиг, всю себя отдав
воспитанию дочери Милы, у которой
был синдром Дауна. Даже будучи
смертельно больной, мать продумала
всю дальнейшую жизнь дочки: устроила
на работу, нашла ей новую семью, мужа,
и только после этого позволила себе
уйти из жизни.
|
В.
Закруткин «Матерь человеческая»
|
Мария,
героиня повести, во время войны взяла
на себя ответственность за своих
и чужих детей, спасла их, стала для них
Матерью.
|
|
Взаимоотношения
отцов и детей
|
А.
Алексин «Безумная Евдокия»
|
Оленька,
героиня рассказа, талантливая
девочка, но эгоистка, избалованная
отцом и матерью. Слепая родительская
любовь породила в Оле убеждение в
своей исключительности. Нежелание
понимать чувства и переживания близких
людей, друзей приводит в конце концов
к тяжелейшей болезни матери.
|
Н.В.
Гоголь «Тарас Бульба»
|
Бульба
считал, что только тогда воспитание
Остапа и Андрия может быть завершенным,
когда они познают боевую премудрость
и станут его достойными наследниками.
Однако измена Андрия сделала Тараса
убийцей, он не смог простить сыну
предательства. Только Остап согрел
душу отца своим мужеством в бою, а
затем и во время казни. Для Тараса
товарищество оказалось выше всех
кровных связей.
|
|
Р.
Брэдбери «Вельд»
|
Венди
и Питер,
герои рассказа, совершают чудовищный
по своей бесчеловечности поступок:
убивают собственных родителей. И
это убийство неслучайно: оно результат
воспитания, когда детей безмерно
балуют, потакают их прихотям.
|
|
Ф.
Искандер «Начало формы»
|
Герой
рассказа,
Георгий Андреевич,
понял, что родительский авторитет
возникает не из приказов и угроз,
а завоевывается трудом, умением
доказать сыну, что отца есть за что
уважать.
|
|
А.
Амлинский
«Нескучный
сад»
|
На
примере трех поколений
семьи Ковалевских
можно проследить влияние родителей
на детей. В романе не только сын ищет
у отца ответы на мучившие его вопросы,
но и отец ощущает потребность в духовном
общении с сыном. Писатель убежден:
взрослые обязательно должны «владеть
даром понимания, а значит, и сопереживания».
Если его нет, неминуемо отчуждение
детей от семьи, школы и в итоге от
общества. Из непонимания, недоверия
рождается драматизм отношений
между близкими людьми, родителями
и детьми.
|
|
А.С.
Пушкин «Капитанская дочка»
|
Наставления
отца помогли Петру
Гриневу
даже в самые критические минуты
оставаться честным, верным себе и
долгу.
|
|
Н.В.
Гоголь «Мертвые души»
|
Следуя
завету отца «копить копейку»,
Чичиков
всю свою жизнь посвятил накопительству,
превратившись в человека без стыда и
совести.
|
|
Взаимоотношений
в семье
|
А.
Амлинский «Возвращение брата»
|
В
повести создан образ очень искреннего,
непосредственного мальчишки, мечтавшего
о друге, защитнике. Он надеется
обрести его в старшем брате и с
нетерпением ждет его возвращения.
Но старший брат потерял себя как
личности, опустился на «дно» жизни.
Однако вера младшего брата, невозможность
обмануть его помогают старшему,
Ивану, вернуться к нормальной жизни
|
А.
Алексин «Безумная Евдокия»
|
Родители,
ослепленные талантливостью дочери
Оли, уверовавшие в ее исключительность,
не желают понять классную руководительницу,
стремящуюся «сделать успех каждого,
радость каждого — успехом и радостью
всех». И Евдокия Савельевна, и ребята
готовы оценить и полюбить талант,
но не могут принять и простить Олиного
высокомерия и пренебрежения к ним.
Много позже отец поймет учительницу
и согласится, что желание быть
первым любой ценой обрекает человека
на одиночество.
|
|
А.
Алексин «Раздел имущества»
|
Отношения
между людьми в семье строились по
принципу «нужен пока нужен». Алексин
рисует открытое противостояние двух
начал: доброты, сердечности, умения
отказаться от личного ради близких
людей (бабушка Анисья) и прикрываемой
красивыми фразами бездуховности,
прагматизма (мать). И между двумя этими
близкими людьми — Вера. Конфликт
разрешается трагедией: бабушка уезжает
навсегда в деревню, а Вера вновь
тяжело заболевает.
|
|
А.
Лиханов «Чистые камушки»
|
Двенадцатилетний
Михаська проживает
на страницах книги сложную внутреннюю
жизнь: от ощущения счастья от того,
что отец, геройски воевавший, вернулся
домой невредимым, до чувства горького
разочарования и жгучего стыда за него,
вступившего на путь обмана и спекуляции
в погоне за сытой, обеспеченной жизнью.
Мальчик не может
принять позиции отца, убежденного,
что он завоевал право на лучшую жизнь
для себя и своей семьи. Михаська стал
внимательно прислушиваться к словам
и пристально приглядываться к поступкам
родителей, ощущая все большее
несоответствие между тем, чему они
его учили, и их собственными делами.
Потеря доверия к родителям стала
причиной одиночества героя.
|
|
Взросления
(роли взрослых, школы в становлении
личности)
|
В.
Тендряков «Ночь после выпуска»
|
Школа
дала героям повести знания, но не
воспитала чувства, не научила их любви
и добру. И об этом на выпускном вечере
говорит Юля Студенцова, лучшая ученица
школы, которой просто страшно от того,
что в ней нет этих качеств.
|
Е.
Гришковец «Начальник»
|
Владимир
Лаврентьевич, руководитель фотокружка,
беззаветно любя свою работу, учил
мальчишек не только секретам фотографии,
но и внушал им веру в то, что они
способны, талантливы. Эта уверенность
помогла впоследствии каждому из них
стать личностью.
|
|
А.
Лиханов «Обман»
|
У
главного героя,
Серёжи, умерла
мать. Все его дальнейшие беды связаны
с этой, главной. На него обрушивается
целая череда обманов: выясняется,
что родной отец, оставивший семью,
живет в их городе, отчим и его мать,
Сережина учительница, припугнув
бабушку, что им с Сережей не прожить
на пенсию, переселяют их из
двухкомнатной квартиры в жалкую
комнатушку. Тяжело переживает
мальчик и свалившееся на него
одиночество: от него фактически
отказались и отец, и отчим. Сложный
путь прошел герой, пока не понял, что
невозможно жить во лжи. В свои
четырнадцать лет Сережа Воробьев
приходит к убеждению о необходимости
самому принимать решения.
|
|
Преемственности
поколений
|
Э.
Хемингуэй «Старик и море»
|
Старый
кубинский рыбак Сантьяго надеется,
что его .мастерство сохранится в
веках, но самое главное — оно может
быть передано как самое дорогое
наследство следующим поколениям.
Поэтому он учит мальчика всем
премудростям ремесла и жизни.
|
Роли
учителя в жизни человека
|
А.И.
Куприн «Тапер»
|
Антон
Рубинштейн,
великий композитор, услышав талантливую
игру на фортепиано никому не известного
юного тапера Юрия Азагарова, помог
ему стать известным музыкантом
|
В.
Распутин «Уроки французского»
|
Учительница
Лидия Михайловна
преподала герою не только уроки
французского языка, но и доброты,
сочувствия, умения чувствовать чужую
боль.
|
|
В.
Быков «Обелиск»
|
Учитель
Мороз
стал для учеников образцом во всем,
он даже погиб вместе с ними, считая,
что учитель всегда должен быть со
своими учениками.
|
|
А.
Лиханов «Драматическая педагогика»
|
«Самое
дурное, что может быть на белом свете,
— воспитатель, не признающий, не
видящий, не желающий видеть своих
ошибок. Учитель, который ни разу не
сказал своим ученикам, их родителям,
самому себе: «Извините, я ошибся»
или: «Я не сумел».
|
|
А.
Алексин «Третий в пятом ряду»
|
Учительница
Вера Матвеевна, размышляя о методах
воспитания, вынуждена признать,
что была неправа, стараясь воспитывать
всех своих учеников одинаково:
«Нельзя подавлять человека. .. добро
каждый должен творить по-своему ...
Непохожесть характеров вряд ли
стоит принимать за несовместимость».
|
|
А.
Алексин
«Безумная
Евдокия»
|
Учительница
Евдокия Васильевна была убеждена:
самый большой талант в её учениках
— талант доброты, желания прийти
на помощь в трудную минуту, и именно
эти черты характера она воспитывала
в них.
|
|
А.
де Сент- Экзюпери «Маленький принц»
|
Старый
Лис
научил Маленького принца постигать
мудрость человеческих отношений.
Чтобы понять человека надо научиться
вглядываться в него, прощать мелкие
недостатки. Ведь самое главное всегда
бывает скрыто внутри, и сразу его
не разглядишь.
|
|
Б.
Васильев «Летят мои кони...»
|
Рассказчик
с благодарностью вспоминает о своей
первой учительнице, которая воспитывала
своих учеников настоящими гражданами
Отечества.
|
|
Равнодушия
мира взрослых (детской незащищенности;
безвинного детского страдания)
|
Д.В.
Григорович «Гуттаперчевый
мальчик»
|
Герой
повести — сирота
Петя, которого
нещадно эксплуатируют в цирке: он
эквилибрист. Выполняя сложнейшее
упражнение, мальчик разбился, и его
смерть просто осталась незамеченной.
|
А.
Приставкин «Ночевала тучка золотая»
|
Герои
повести —
Кузьмёныши
— находясь в детском доме, стали
жертвами жестокости и равнодушия
взрослых.
|
|
Ф.М.
Достоевский «Мальчик у Христа на
ёлке»
|
Мальчик,
герой рассказа, приехал с матерью в
Петербург, но после её смерти,
накануне Рождества, оказался никому
не нужен. Ему никто даже не дал куска
хлеба. Ребенок замерз, голодный и
заброшенный.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий