понедельник, 13 февраля 2012 г.

ЕГЭ. Работа с текстом


ЕГЭ пособие
Восстановим в памяти, приведем в систему основные правила работы с текстом при условии, что требуется создать собственный текст, то есть произведем процесс переопосредования текста, напишем сочинения сочинение малого (5-10 предложений) или большого (не менее 200 слов).
Работа с текстом
Работа с текстом в формате ЕГЭ проводится для того, чтобы создать сочинение-рассуждение малого или большого объема.
Сочинение-рассуждение можно представить в виде формулы:
Рассуждение: тезис + довод 1 + довод 2 …= вывод
Тезис – это основная мысль, которую надо объяснить или доказать.
Доводы – это доказательства, аргументы.
Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац.
«Из доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят». М. Ломоносов
Тема – это круг событий и лиц, составляющих основу текста; то, о чем говорится в тексте, то, что в нем изображается. Через раскрытия темы выражается идея текста. (После первого прочтения текста на черновике формулируются а) тема ………б) проблема ………)
Каждая тема развивается в ряде микротем. Микротемы – это смысловые фрагменты текста. Каждая микротема по-новому раскрывает тему и основную мысль текста. Микротемы могут развиваться подробно и сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или несколько абзацев. (Во время второго чтения текста производится деление на микротемы, аналитическое рассмотрение микротем; после этого возможна корректировка уже записанных вами ранее темы и проблемы)
Если текст состоит из нескольких абзацев, то лучше начать с определения микротем каждого из них, а затем сформулировать общую тему всего текста.
Главная мысль (идея, тезис) раскрывает цель текста, его смысл.
При выявлении главной мысли следует обратиться к трем сильным позициям текста (заголовок, конец вступления, заключение) и попробовать найти предложение, выражающее основную мысль
В тексте очень важно найти ключевые слова. Они могут быть а) объективными, сжато передающими движение информации в тексте; б) субъективными, помогающими понять позицию автора, его отношение к проблеме, идею текста, его эмоциональный настрой.
Для повествования характерны глаголы совершенного вида, для описания и рассуждения – несовершенного.
Полезно составить план, он отражает структурно-смысловую организацию текста.
Планы могут быть трех видов: вопросный, тезисный, назывной.
Назывной план
Вопросный план
Тезисный план
Уважительное отношение спорщиков друг к другу.
Как держатся по отношению друг к другу оппоненты?
Существует необходимость толерантного отношения в полемике.

Средства связи частей текста
Средства связи частей текста
Примеры
Цель использования
Слова-сигналы очередности, логической последовательности, так называемые «путеводные» слова
Во-первых, во-вторых, в первую очередь, далее, затем.



Создать «мостики» между частями текста и тем самым облегчить его восприятие

Связочные предложения
Рассмотрим следующую проблему. Перейдем к следующему вопросу. Остановимся на этом подробнее. Стоит поразмышлять на тему…
Слова, указывающие на причину
Из-за, благодаря, по причине, в связи с…
Объяснить причину появления чего-либо
Обобщающие или резюмирующие слова
Следовательно, стало быть, таким образом, поэтому
Подвести итог рассуждениям, сигнализировать о завершении всего рассказа или какого-либо его этапа.
Слова, используемые для сопоставления частей информации
Так же, точно так, как; таким же образом
Подчеркнуть сходство чего-либо, кого-либо
Слова, используемые для противопоставления частей информации
С одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато, один – другой, герой персонаж (такой–то) - его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные, предосудительные другого и т.д.
Подчеркнуть различие чего-либо, кого-либо
Слова, дающие оценку степени достоверности информации
Наверно, безусловно, конечно, вероятно, без сомнения
Помогают понять позицию автора, степень его уверенности
Слова, выражающие отношение автора к сказанному (уверенность, сомнения, оценка, чувства)
На мой взгляд, как мы знаем, по моему убеждению, к стыду моему, с сожалению
Проявить в тексте личность автора и вызвать определенную реакцию читателей, создать общее поле речевого взаимодействия между пишущим и читающим

Апелляция к читателям
Давайте вместе подумаем, представьте себе, поставьте себя на это место
Поясняющие слова
То есть, иными словами, иначе говоря, точнее говоря
Конкретизировать, более подробно изъяснить вышеизложенное

Фигуры речи – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста.
Название
Примеры
Антитеза (противоположение, противопоставление, контраст)
Противопоставление предметов или явлений. Часто она строится на антонимиии
Великий человек на малые дела
К добру и злу постыдно равнодушны.
И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Градация
Расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их значения
Не жалею, не зову, не плачу.
Пришел, увидел, победил.
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Анафора
Единоначатие; повтор одного и того же слова, нескольких слов в начале предложений, следующих друг за другом
Я хочу, чтобы песни звучали,
Чтоб вином наполнялся бокал,
Чтоб друг другу вы все пожелали
То, что я вам сейчас пожелал
Эпифора
Повтор одинакового слова или слов в конце последовательных предложений
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня
Риторический вопрос
Предложение, содержащее утверждение или отрицание в виде вопроса, на который не требуется ответа
Кто не ошибался в юности?
Риторическое восклицание
Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному явлению
Мечты, мечты! Где ваша сладость…
Парцелляция
Выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений для усиления их смысла и эмоциональной нагрузки
Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! Проигрывал! В опеку взят указом…
А все Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас Творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!...
А.С. Грибоедов
В качестве средств выразительности могут использоваться также:
а) стилистический контраст: сочетание экспрессивной, книжной и разговорной лексики. Например:
- Вот чего. У вашей малютки прекратился дар речи через сильный испуг. …надо на все находить свою причину и выбивать ее поленом. (Из монолога лекаря в Рассказе М.М. Зощенко «медицинский случай).
б) оценочные слова (например: клетушка, скрипчонка)

Работа над вступлением
Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.
Типичные цели вступления:
- дать общие сведения об обсуждаемой теме
- ввести в тему текста
- назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст
- обосновать актуальность проблемы
- заинтересовать потенциального читателя
- подготовить к восприятию текста
- высказать свою точку зрения на проблему.
Вступление обычно состоит из нескольких частей.
  1. «Магнит», или зацепляющий крючок». Он нужен для того, чтобы привлечь внимание. Логично, если «магнитом» станет первое предложение. Существуют разные приемы написания «магнитов». Примеры будем приводить по теме «Нигилизм Евгения Базарова».
    Прием
    Пример
    Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме)
    Часто ли мы задумываемся о самой природе нигилизма?
    Интересные наблюдения
    Нам кажется, что нигилизм остался в рамках своего века, когда он был изучен и прокомментирован гениальным Ницше
    Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы
    Только золотая посредственность пользуется завидною привилегией – никого не раздражать и не иметь …противников. В.Г. Белинский Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком. В.Г. Белинский Если нет вечности, то ничего нет. Н.А. Бердяев Только влюбленный имеет право на звание человека. А. Блок
    Восклицание
    Как хочется иногда представиться неким современным денди, отрицающим все и вся!
    «Сломанный компас», или ассоциация (выбирается какая-либо ассоциация, даже далекая от проблематики текста, а потом выявляется их глубинная связь).
    Недавно мне случилось наблюдать за очень «крутым» парнем, а потом выяснилось, что внутри его крутости и уверенности – такая глубина тоски и нежелания хоть что-то позитивно принять, что я многое понял. Вот он современный нигилист. Да, он усвоил новый имидж уверенного и нахрапистого бизнесмена. А внутри-то онегинская русская хандра, безнадежная печоринская скука, отрицающий саму жизнь базаровский нигилизм.
    «Маска» (мы как бы надеваем на себя маску оппонента или неискушенного читателя, способного лишь к поверхностному восприятию текста)
    Многие могут возразить: «Чушь! Новым русским некогда хандрить,они торопятся сорвать куш. Они дело делают».
    Что ж. Обратимся к литературному примеру. Посмотрим, как у нового русского нигилиста Евгения Базарова, героя романа Тургенева «прорастает» традиционное отношение к жизни, как сама жизнь побеждает его нигилизм.
  2. Обычно после «магнита следует предложение (или два), которые помогают перейти собственно к предмету осмысления. В нашем случае это последнее предложение, выделенное в таблице курсивом.


Работа над основной частью
В основной части сочинения нужно:
1. Сформулировать и прокомментировать проблему, заявленную в теме.
2. Сформулировать позицию автора.
3. Сформулировать свою точку зрения и аргументировать ее.
4. Аргументировать свой ответ, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.
Как обозначить и прокомментировать проблему
Слово проблема (или вопрос) должно обязательно прозвучать в тексте.
Проблема – это не просто частный случай, о котором сказано в тексте.
Это могут быть проблемы:
- милосердия
- добра и зла
- нравственного выбора
- социальной справедливости
- жестокого отношения ( к чему или кому)
- одиночества
- поиска цели и смысла (жизни, писательского труда и т.д)
- сложности жизни
- роли ( семьи, церкви, книг, музыки. природы и т.д) в жизни человека
Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова проблема с существительным в родительном падеже.
Самое сложное – комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Надо охарактеризовать проблему. Проблемы, рассматриваемые авторами, могут относиться к следующим категориям:
- социальные
- философские
- морально-этические
- нравственные
- межнациональные
- экологические
- психологические
- религиозные
- мировоззренческие
Начиная комментировать проблему, можно указать:
а) к какой категории она относится (см. выше)
б) насколько данная проблема актуальна
в) насколько традиционна и какие точки зрения есть по этому поводу;
г) если нова, то почему она возникла.
Слова, которые помогут охарактеризовать проблему: общественно значимая, насущная, актуальная, злободневная, вечная и т.д., потому что ( излагается причина).
И еще, проблема может заставить читателя: глубоко задуматься, серьезно размышлять, обратить внимание (на что?), лучше понять какое-то явление, событие и т.п.; серьезнее относиться к … (чему?0; по иному посмотреть (на что?); переосмыслить свое отношение (к чему? кому? ) и др.
Как сформулировать позицию автора
Позиция автора может быть выражена:
а) четко, прямо (в названии текста, в отдельных предложениях);
б) не прямо, а через изобразительно-выразительные средства и приемы.
В публицистическом тексте, скорее всего авторская позиция будет обозначена прямо. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.
В художественном тексте позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно внимательно проанализировать изобразительно-выразительные средства, а также обратить внимание на некоторые особенности текста:
- если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция не обозначена прямо, можно использовать следующую формулу:
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы , читатели, прекрасно понимаем, что …
- писатель используют «маску», говорят от имени героя-рассказчика, заставляют их говорить глупости, совершать неблаговидные поступки. Чаще всего в речи герое спрятаны «уши» сочинителя. Смотрим, каковы эти действия, каковы их последствия, какова речь рассказчика. Комментарий в этом случае можно основывать на том, что представляет собой персонаж, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает абсурдно, нелогично, безнравственно, то, возможно, автор и добивался того, чтобы мы это поняли. Не надо ставить знак равенства между автором и персонажем-рассказчиком.
Отношение автора к героям, событиям может быть:
- позитивным
- негативным
- ироничным
- осуждающим
- двояким
- неоднозначным
- скептическим
- сочувствующим и др.
Фразы, которые можно использовать для формулирования авторской позиции:
Автор убежден, что…; считает, что…; надеется, что…; сомневается в …; верит в то, что…; не уверен в том, что…; показывает свое отношение к проблеме; симпатизирует (кому?); приводит пример (цитаты, факты, данные); ссылается на… (что).
Как выразить свое мнение
Личностная позиция может быть выражена с помощью оценочных слов и специальных речевых клише:
  1. Выражение уверенности или предположения: по моему убеждению; на мой взгляд; считаю, что…; автор убедительно доказывает, что…; очевидно, что…; безусловно, нет сомнений, что…;вероятно, вполне может быть, что… и т.п.
  2. Выражение эмоциональной оценки: к своему удивлению, к сожалению; к счастью; радует то, что…; нельзя оставаться равнодушным; поражает то, что …интересно, что…; текст производит глубокое впечатление и т .п.
  3. Выражение а) согласия или б) несогласия с мнением автора:
а) разделяю точку зрения автора; не могу не согласиться; автор предлагает интересное решение проблемы; правота автора неоспорима и др. б) к сожалению вынужден возразить, отметить, что…; не могу согласиться; сомнительно, что…; по-моему, автор упускает из виду, что…; на мой взгляд, проблема заключается в другом; эту проблему надо, по моему мнению, решать иначе;
Помните, что несогласие должно быть сформулировано этически корректно.
  1. Средства рациональной оценки в сочинении: позиция автора достойна уважения; доказательства автора убедительны; манера изложения ясно свидетельствует; точка зрения автора глубоко продумана, вывод обоснован и др.
Как аргументировать свое мнение
Личная позиция должна быть обоснована. В качестве аргументов выступают жизненный и читательский опыт.
Работа над заключением
Заключение должно составлять примерно одну шестую вашего текста.
Типичные цели заключения:
- суммировать, обобщить сказанное
- подвести итоги размышления, сделать вывод;
- дать оценку сказанному;
- дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении;
- повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные аргументы;
- сделать прогноз каких-то событий или явлений;
- четко сформулировать мнение автора по данной проблеме;
- вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь, подчеркнуть ее актуальность;


Приемы написания заключения
Прием
Пример
Риторический вопрос
Почему же Тургенев привел героя к такому концу? И означает ли он бесперспективность крайнего отрицания- нигилизма?
Восклицание
Сколько же мудрости, сколько света в финале романа! Как удивителен и многозначен последний пейзаж – картина сельского кладбища!
Высказывание своего мнения, предположения
Тургенев увидел появление нового типа сознания у человека. Он придумал Базарова, желая «высечь» нигилистов-детей. Я думаю, у него это получилось не вполне. Сам писатель симпатизирует своему герою и заставляет задуматься о крайностях нигилистического сознания.
Призыв к действию, совет, пожелание
Будем помнить, что не нигилистическим отрицанием и разрушением традиционных ценностей, а созиданием торжествует и движется жизнь.
Подведение итогов
Таким образом, в романе Тургенева…
«Ход в будущее»
(что будет, если…; что может произойти…; как будет хорошо… и т.п.)
Жизнь всегда меняется, «преобразования необходимы», но что будет, если оно будет крайне революционным, сметающим все на своем пути. В том числе любимых старичков родителей…
Яркие высказывания известных людей, пословицы и т.п.
у жизни есть один смысл – сама жизнь. Эрих Фромм
История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития. Эрих Фромм
Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни… что вся жизнь – это великая тайна. Альберт Швейцер
Настоящие писатели – совесть человечества. Людвиг Фейербах Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Н.А. Бердяев
Сравнение, образ
Давно возникло это противостояние «отцов» и «детей». Но что будет, если «блудный сын» не вернется к Отцу. Базаров у Тургенева, мне кажется, вернулся.

Внимание: важно!
Избегайте в сочинении штампов и расхожих фраз типа: великолепный писатель, имеет громадное значение; выразил чаяния; проклятая Николаевская Россия; в своем произведении; губительное светское общество; показал все недостатки, пороки;

В основу экзаменационной работы положены навыки:


читательские
литературоведческие
речевые
Восприятие и анализ текста
(отслеживание сколько частей, какова графика)
Определение рода, жанра
Сопоставление-противопоставление явлений, персонажей, эпизодов, произведений
Выделение смысловых частей, осмысление сильных позиций текста (название, вступление, финал)
Формулирование темы, идеи, проблематики
Написание ответа в краткой форме (5-10 предложений)ответа-сочинения (не менее 200 слов) и
Определение микротем
Характеристика персонажей
Выявление своего отношения к прочитанному
Отслеживание ключевых слов
Характеристика особенностей сюжета, композиции
Построение логичного письменного ответа в связи с изучаемым произведением (произведениями)
Выявление авторской позиции
Характеристика изобразительно-выразительных средств. Осмысление хронотопа (художественное время и пространство)
Наличие вступления(тезиса), заключения (вывода)
Выявление своего отношения к прочитанному
Выявление авторской позиции
Развернутая исследовательская часть, состоящая из нескольких абзацев


Комментариев нет:

Отправить комментарий